Свет в интерьере
01 0

О важности света в повседневной жизни каждого человека на сегодняшний день сказано более чем достаточно. Нет смысла напоминать, как пасмурная погода за окном или не вовремя перегоревшая лампочка порой портят настроение на полдня. Даже самый блестяще спроектированный интерьер может быть с легкостью загублен всего лишь… неудачно подобранным освещением. Уютная гостиная в традиционном английском стиле по той же причине станет похожа на мрачный зал с темными очертаниями и не будет иметь ни малейшего намека на гостеприимство. Словом, источники потока фотонов давно уже стали не только жизненно необходимым и строго функциональным явлением, но и организующим элементом любого интерьера.

Неразрывность двух неотъемлемых функций (иллюминации и зонирования) и диктует ныне все новые предложения светодизайнеров. Именитые профессионалы в этой области вынуждены преследовать сразу две цели: предложить современному человеку наиболее удобный и при том максимально оригинальный способ решения его потребности в люменах. Здесь и открывается огромное поле для игр с формой, цветом и фактурой. Абажуры с легкостью сочетают в себе металл, пластик, стекло, бронзу, хрусталь, текстиль, картон. Они имеют право быть абсолютно прозрачными или черными как ночь, выполненными в форме всего, что только приходит в голову, — от круглого оконца в подводный мир, встроенного в стену, или пистолета (например, одного из коллекции Филиппа Старка Gans для Flos) до вариаций на тему всех известных геометрических форм. Никаких запретов. Главное — уместность.

Дизайн или свет? Дизайн и свет!

Об уместности и стоит поговорить подробнее. Выбор способа освещения и обрамления для лампочек при обустройстве зависит от многих параметров: размеров и формы каждого помещения, высоты потолков, наличия естественного источника, числа окон, архитектурной геометрии пространства: присутствия всевозможных ниш, арок и прочих изгибов поверхностей. Не на последнем месте — дизайнерский замысел.

Например, в длинном узком коридоре достаточно сложно создать иллюзию широкой прихожей. Хотя и здесь организующая функция лучей способна многое исправить (особенно вкупе с небольшими зеркальными пластинами, расположенными встык с потолком или на одной из стен в углу). Ряду точечных настенных прожекторов на основе светодиодов, направленных на стены, вполне по силам создать иллюзию куда более широкого и просторного помещения, нежели указано в проекте архитектора. Тот же самый длинный узкий коридор заиграет, если обрамить вытянутое пространство рядом настенных бра (а еще лучше светильниками в виде иллюминаторов, расположенными на уровне 1,5–1,7 м от пола по всей длине). Таким образом, свет способен сыграть ключевую роль не только в восприятии пространства, но и в его дизайнерском решении.

Задачник для лампочки

Свет бывает прямой, рассеянный, отраженный. Верхний, средний, нижний. Общий, местный, декоративный. Ну и, разумеется, естественный, о котором известно, что в нашей полосе его всегда не хватает. Поэтому последний следует всячески беречь, не ставить на его пути преграды из бетонных стен и обыгрывать стеклянными перегородками и цветными витражами. Помимо естественного для человека наиболее комфорт­ными являются рассеянная и отраженная разновидности света. Что и учитывают дизайнеры, все более склонные при оформлении интерьера выбирать матовое обрамление для источников различного уровня и использовать точечные модели. Кроме того, направленным потоком фотонов можно правильно зонировать пространство, создавая максимально комфортные условия для разного рода деятельности.

У дверей

Приходя домой, человек, конечно же, первым делом попадает в прихожую, в которой, как правило, нет окна. А значит, и естественной инсоляции. В силу чего в холле, как правило, серая и мрачная атмосфера, не способствующая уюту и расслаблению человека после трудного дня. Здесь-то и проявляется важность подбора светильников. В качестве верхнего источника традиционны матовые плафоны, плотно прилегающие к потолку. Прямой свет тут (как и в большинстве комнат) создает нежелательный контраст, отбрасывает густые тени и скрадывает в темные углы и без того небольшое пространство.

Впрочем, верхней люстрой можно и пожертвовать, правильно распределив лучи в средней зоне. Настенные бра — только один из множественных вариантов. Особый комфорт во входной зоне создадут их разновидности с яркими плафонами из цветного стекла, текстиля или же картона, а также модели, замаскированные под кораллы (одна из последних находок Strand + Hvass и Studio Vega) или деревянные веточки. Особый колорит привнесут абажуры из витражного стекла, все более популярные в последние годы. Лампы располагают как на стенах, так и на тумбочке или столике. Последнее решение смотрится особенно выигрышно, если предмет интерьера стоит в углу или нише. Подчеркивание точечным светом архитектурных особенностей, например всевозможных изгибов стены, которые обычно стараются тщательно замаскировать, уже давно стало вполне ощутимой альтернативой маскировки ниши за каким-нибудь ненужным предметом. Любая ниша или угол, выделенные светом в отдельный островок, из непонятной ошибки проектировщика могут стать самыми интересными находками в доме.

Добро пожаловать в салон

Широкий простор для световых фантазий дает гостиная. Здесь уместно практически все — от массивных висячих люстр до замысловатых светильников-шаров (например, от Arik Levy или Marcello Furlan) и прочих экспериментальных геометрических конструкций. К слову, громоздкие конструкции, стилизованные под старину, как и хрусталь, по-прежнему в моде. Хотя время внесло свои коррективы и в их облик. Ныне в качестве основного материала внушительных дворцовых люстр предпочитают настоящую бронзу, фрагментарно отполированную или же просто покрытую черненым золотом, серебром и зеленым налетом под старину. Подобное новшество стоит немалых средств, но в полной мере оправдывается эксклюзивными моделями, которые будут оценены по достоинству и вашими потомками. Хрусталь же постепенно переходит из разряда советских самоценных массивов стекла в категорию изысканного декора. Прозрачные капельки, замысловатые рожки (ITlab), воздушные плафоны (Tanzi), цветные элементы — все является сегодняшними его ипостасями. Неподвластным моде по-прежнему остается муранское стекло — конечно, в силу сочетания своего качества и особого изящества.

Непоколебимо шествуют сквозь эпохи и торшеры — до сих пор в качестве основного элемента декора гостиной и источника домашнего уюта. Их по-прежнему «одевают» в разномастные плафоны — традиционно текстильные или же цветного стекла (в последнее время и пластика). В качестве стойки используют дерево, металл, а порой и хрусталь в виде колонны, поддерживающей «парящий» в воздухе плафон. Особый упор делается на конструкцию. Сегодня это может быть как смелая полуокружность, меняющая угол освещения, так и металлический излом каркаса, позволяющий создать из опоры практически любую геометрическую фигуру. Зачастую торшер сочетает сразу две функции: фонового освещения (собственно торшер) и направленного (светильник). Желание использовать пространство еще более функционально приводит и к созданию моделей, которые могут крепиться к столам или же креслам. Впрочем, если гостиная не стремится вобрать в себя функции, скажем, рабочего пространства, то традиционный торшер в новом исполнении может оставаться без функциональных изменений.

В личной зоне

Спальня и рабочее место остаются, пожалуй, единственными жилыми помещениями, где в вопросе освещения функциональность готова вступить в жесткий спор с оригинальностью. Не говоря уже о кухне и ванной, где имеет большое значение и практичность осветительных приборов. Вряд ли необычайный конструкт люстры в созданном для сна месте будет способствовать спокойному отдыху. А приглушенный уютный свет торшера очевидным образом не сумеет настроить на концентрированную работу. Единственное правило, которого можно придерживаться здесь неуклонно, — это матовый свет.

Спальня помимо спокойного дизайна общего освещения и отсутствия прямого света должна обязательно быть зонирована. Зачастую именно здесь «живет» платяной шкаф с одеждой. По-хорошему, он требует иного освещения (встроенные светильники по бокам или же верхняя точечная подсветка), способствующего быстрому поиску нужного туалета. Он же выделяется светом в отдельную зону. А если в комнате есть картины или иные интересные элементы декора, они заслуживают собственной декоративной подсветки. Не говоря уже о бра или торшерах рядом с кроватью — к их дизайну также применимо требование изящества и спокойствия формы.

Рабочее место предполагает сочетание разных сценариев, особенно если вы планируете трудиться за компьютером. Местная и общая разновидности иллюминации будут оптимально дополнять друг друга. Зачастую в качестве местного варианта выбирают прямой свет, то есть настольную лампу с открытым источником с левой стороны, если речь идет о правше, или с правой (для левши). Сегодня на место прямого света и в кабинет приходит его рассеянный аналог, подаваемый сквозь матовое стекло. Дизайнеры предпринимают попытки обыграть и форму рабочей лампы, которая теперь может работать не строго с левой стороны, а нависать по всей длине стола (что станет отличным решением для семей, где присутствуют и правши, и левши). Или вовсе находиться на полу подобно торшеру, имеющему, однако, исключительно официального вида плафон, как это предлагает Artemide. Общий же фон часто создает как плафон, прилегающий к потолку, так и точечная подсветка.

Правильно подобранное освещение способно подчеркнуть интерьер, организовать пространство, создать максимально комфортные условия для работы и отдыха. И дизайн прожекторов здесь играет не последнюю роль. В конечном счете, осваивая все новые и новые материалы и формы разнообразных софитов, мы получаем больше возможностей для обустройства своего дома и создания интерьера своей мечты.